Юлия Иванова: Задача художника – поделиться радостью творчества с окружающими

Юлию Валентиновну Иванову прекрасно знают забайкальские художники и завсегдатаи художественных выставок, сотрудники музея и студенты университета. Ведь она не только известный забайкальский преподаватель и ученый, профессор факультета культуры и искусств Забайкальского государственного университета, доктор философских наук, но и весьма оригинальный художник-график, прикладник и дизайнер, участник многочисленных художественных выставок и автор книг об искусстве. 17 марта Юлия Валентиновна отмечает день рождения.

Наверняка, если бы Юлия Валентиновна не стала преподавателем и ученым, она была бы известным художником. Ведь многогранный талант она проявляет в любом деле, к которому прикладывает руки, душу, сердце и ум.

Юлия Иванова родилась в приграничном поселке Забайкальске и выросла в Чите. С детства она увлекалась изобразительным искусством в самых разных жанрах: живописи, графике, фотографии. Несмотря на высокий статус доктора философских наук, она гордится дипломом об окончании детской художественной школы Центрального района города Читы.

Художественным самообразованием Юлия Валентиновна занимается всю жизнь: она посещала изостудии в Москве и Чите, курсы изобразительного искусства в ЗабГУ, брала частные уроки рисунка и живописи. Искусству фотографии Юлия Иванова обучалась в фотошколе М. Чарчогляна, окончила несколько дистанционных курсов в Интернете на английском языке по дизайну и изобразительному искусству. Этот дар непрерывного творческого роста и работы над собой сегодня она передает своим студентам, будущим творцам нашей культуры.

Все, кто видел графические работы Юлии Ивановой, знают, что они наполнены добрым солнечным светом, духом детства, светлой радостью и буйной фантазией. Несомненно, все это идет от богатого внутреннего мира, тепла и доброты души Юлии Валентиновны.

В живописи и графике она работает преимущественно в жанрах портрета, натюрморта и городского пейзажа. Основное внимание уделяет поэтическому художественно-образному решению замысла, цветовой гармонизации полотна и светотеневому моделированию. С удовольствием делает быстрые зарисовки на улицах городов и поселков во время путешествий и творческих поездок.

В сфере декоративно-прикладного искусства Юлия Иванова интересуется не только такими традиционными ремеслами, как шитье, вязание, бисероплетение, макраме и батик, но и новыми технологиями, например, фелтингом (валянием из шерсти) и полимерными глинами.

Как оригинальный художник-дизайнер Юлия Валентиновна Иванова известна на просторах Интернета в качестве автора «стеклянных гобеленов» – эффектных и трудоемких настенных панно, выполненных в различных техниках бисероплетения на проволочном каркасе. Кроме этого, она увлекается изготовлением бижутерии в технике бисероплетения и бисерной вышивки, текстильных шитых кукол, вязаных игрушек. Страстный изобретатель новых технологий и разработчик многочисленных авторских проектов.

Юлия Валентиновна интересуется культурным туризмом, посещая музеи, театры, выставки в крупных городах за рубежом и фиксируя увиденное на фотографиях. По итогам поездок она многократно публиковала подробные фоторепортажи в арт-блоге, выступала с презентациями и подготовила несколько персональных фотовыставок в ЗабГУ. В «Живом Журнале» у Юлии Ивановой более тысячи постоянных читателей.

Юлия Валентиновна занимается и книжной графикой, она оформила обложки и проиллюстрировала более двадцати книг. Наконец, она сама является автором трех книг по декоративно-прикладному искусству,  изданных в Москве в издательстве «АСТ-Пресс» общим тиражом около 20 000 экземпляров.

Работы Юлии Ивановой хранятся в частных коллекциях в России, Германии, Украине, Дании, а также в фондах Забайкальского краевого художественного музея и музея нематериального культурного наследия города Читы.

Но поскольку сегодня мы говорим о художнике-философе и художнике-ученом, мы не можем не предоставить Юлии Валентиновне возможность самой сказать несколько слов об искусстве, о творчестве, о глубинном смысле творческого процесса и способах творческого самовыражения.

Один из мифов популярной психологии гласит, что правое полушарие нашего мозга руководит научной деятельностью человека, а левое – занятиями искусством, – говорит Юлия Валентиновна. – О том, насколько это соответствует истине, ученые продолжают спорить, но остается фактом, что многие ученые любят науку и искусство в равной степени. Считается, что смена вида деятельности повышает продуктивность. Можно предположить, что при усиленной нагрузке на одно из полушарий, второе пытается восстановить баланс, требует своей духовной пищи и разминки.

В любых занятиях важна систематичность. Все знают, что ежедневный балетный тренаж – условие сохранения формы танцовщика. Систематическое рисование важно и для художника, чтобы развиваться и чувствовать себя счастливым. Поэтому сейчас так популярны скетчбуки, альбомы для зарисовок, которые легко носить с собой и рисовать в свободную минутку: в очереди на почте, на скамейке в парке, в ожидании рейса в аэропорту. Скетчбук для художника – то же, что записная книжка для писателя. Тут сохраняются впечатления дня, оттачивается мастерство, зреют замыслы будущих серьезных произведений. В Интернете на канале Youtube даже появился новый жанр – перелистывание под видеокамерой скетчбука.

Ежедневное рисование ставит проблему поиска новых сюжетов. И тут на помощь художнику приходят разные способы генерации случайных форм и развития творческого воображения. Среди них – монотипия и кляксография (дорисовывание произвольно нанесенных пятен краски). Все пятна уникальны по своим формам и размерам и могут быть основой для необычных художественных образов. Пятна краски решают распространенную проблему боязни белого листа: если на листе бумаги что-то появилось, то можно от этого отталкиваться, что-то дорисовывать, искать ассоциации.

Способность мозга придавать смысл случайным изобразительным нагромождениям известна, пожалуй, каждому. Мы часто видим образы в проплывающих облаках («белогривые лошадки») в облупившейся штукатурке, в пятнах напольной плитки и так далее. Психологи называют это явление «парейдолия», врожденная человеческая склонность накладывать узор на случайные или неоднозначные формы, формировать иллюзорные образы, в качестве основы которых выступают детали реального объекта.

Могу поделиться приемами «акварельного нарратива», осмысления абстрактных пятен акварели, которые наносятся на акварельную бумагу. Технология простая. Лист акварельной бумаги закрепляется, смачивается водой. На мокрую бумагу наносятся бесформенные полосы и пятна тремя-четырьмя цветами акварельной краски. Насыпанные кое-где крупинки поваренной соли при растворении дают интересные фактуры. Пятна краски растекаются, смешиваются и постепенно высыхают.

После высыхания нужно рассмотреть полученный разноцветный туман и угадать, на что он похож. Один из возможных вариантов дорисовывается. Как правило, в начале работы нет четкого плана, изображение появляется постепенно.

Образы, проступающие в картинках, порождаются подсознанием, духовным миром и культурным багажом автора. В моих подборках, созданных по такой технологии, соседствуют тургеневские девушки, животные кайнозойской эры, драконы, коты, жар-птицы, русалки, этнические праздники, читинские тополя, впечатления детства и многое другое.

Кому-то такой жанр покажется несерьезным, но задача искусства, даже такого повседневного, мимолетного и незамысловатого, как рисунки в скетчбуке, – поделиться радостью творчества с окружающими. Акварельный нарратив – это медитативное хобби, приносящее много радости! – завершает свой рассказ о необычном виде творчества Юлия Валентиновна.

Мы поздравляем замечательного педагога и художника, светлого, доброго, талантливого и мудрого человека Юлию Валентиновну Иванову с днем рождения! Желаем доброго здоровья, благополучия и бесконечной радости творчества!

                                                                                                    Андрей Кодин